Первые жители
назвали своё село Вальдхайм - Лесное гнёздышко, что вполне соответствовало
географическому расположению села среди лесов. Когда в годы становления
советской власти многие села были переименованы на коммунистический лад, очеред
дошла до хутора Вальдхайм. По словам П.П. Кнельзена большевики предполагали
переименовать Вальдхайм в «Красную зарю», но жители настояли на своём и назвали
(после долгих дебатов) хутор Аполлоновкой, тем самым увековечив имя продавца
земли.
Сто лет истории села Аполлоновка является
примером тесного взаимодествия духовной и обыденной жизни. Глубокая
христианская вера основателей села Вальдхайм – немецких братских меннонитов,
купивших земли у казачьего офицера Аполлона Телятникова – способствовала
успешному становлению села, но нужно было пройти жестокие испытания
атеистического насилия. Бог даровал милость и стойкость выстоять вновь и вновь
смиряться перед Ним, трудиться для села и делать посильное для созидания
христианской общины.
Сто лет бурной истории менялось все:
поколения, государственный строй, методы хозяйствования, национальный состав
населения, название общины и язык обогослужения. Однако не меняются правда
жизни и вечное назначение человека, потому что не меняется Бог. Все – радости
жизни, успехи и неудачи, болезни и смерть, гонения и радость служения, которые
пройти достойно было это непросто, - это водительство и дарование Божие.
Последние два десятилетия сильно изменили
национальное, религиозное и культурное лицо деревни. Несмотря на то, что
деревня считается немецкой, в настоящее время это не соответствует названию. В
результате массовой эмиграции немцев в Германию появилось много новых жителей,
большое количество которых переехало из Казахстана. Каждая новая семья несёт собой частицу того
места, откуда приехали, и таким образом
незаметно происходят различные
изменения. За все эти годы уехало 174 немецких семьи и приехало 163 новых
семьи. Так, некогда самобытное немецкое село Аполлоновка, расположенное в
сибирской глубинке, превратилось в обычное многонациональное и
многоконфессиональное село, где из 203 дворов 73 составляют немецкие подворья,
80 - русских, 20 – смешанные
(немецко-русские), 26 – казахские и 3 – другие национальностей. С появлением в Аполлоновке многих русских
семей, а особенно из Казахстана, активизировалась православная церковь. Во
всяком деле всегда нужен инициатор. И здесь таковой нашелся в лице библиотекаря
Борезенец Т.Г.
Православие
является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988года.
Это означает, что с конца X века православие
является духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение,
характер русского народа, культурные традиции и образ жизни. Православная
церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, скорби и в
годы великих созиданий и духовного возрождения. Процесс возрождения православия
вылился в просьбу жителей о строительстве православного храма в нашем селе. 28
июля 2004 года в день святого равноапостольного князя Владимира был установлен
Поклонный крест в с. Аполлоновка и 17 сентября 2007года на пожертвовании людей
началось строительство храма. Со всех концов необъятной России и из ближнего и
дальнего зарубежья пошли пожертвования на благое дело: Урал, Дальний Восток,
Татарстан, Бурятия,Саратов, Москва, Якутия, Сахалин и много, много разных
уголков узнали о нашем селе. На улице
Р.Зорге идет строительство православного храма. Если немного подробнее
рассмотреть географию расселения в самой Аполлоновке, то нужно отметить, что
большинство немецких семей проживает по улице Главной. Это первая улица в
Аполлоновке, заложенная переселенцами- меннонитами 100 лет назад. На этой улице
стоит Дом молитвы.Большинство членов общины проживают на этой улице. Русские
семьи доминируют на улице Колхозной и Учительской, а по улице Рихарда Зорге
проживает большинство казахских семей.
Начиная с семидесятых годов происходит
переселение казахских семей в Аполлоновку. Необходимо отметить, что казахи
старались жить компактно, с родственниками. Исповедовали Ислам – веру в единого
Бога – Аллаха. Центральным постулатом является покорность человека Богу, т.е.
жизнь по Его законам.
Важное
место в жизни казахов занимает духовная жизнь. Это пятикратная молитва каждый
день, соблюдения раз в году поста в течение месяца – «рамадана». По возможности
совершить паломничество (хадж) в Мекку и Медину. Центром духовной жизни
мусульман является мечеть, где регулярно читается проповедь, молятся, беседуют
на различные духовные темы.
В Аполлоновке нет мечети, но есть мулла.
Обычно это старейший и уважаемый мужчина, умеющий читать по арабски. В
настоящее время им является Капаров Ш.
В немецких семьях разговорным языком все
ещё остаётся диалект «платтдойч», который все больше заполняется русскими
словами. Многие люди других национальностей, прожив немалый срок в Аполлоновке,
если не говорят на местном диалекте, то многое понимают. Это можно расценить
как добрый знак взаимоотношений. Все чувствуют себя дома и стараются научится
друг у друга чему – то ценному.
В
середине первого десятилетия 2000-х годов принятая правительством страны
программа по строительству жилья для молодых семей села и некоторых других
категорий лиц с выделением безвозмездных ссуд на строительство жилья позволила
некоторым молодым семьям решить этот непростой вопрос. Всего безвозмездную
ссуду получили 17 семей.
После длительного периода, когда звук пилы и стук молотка
слышны были очень редко, они зазвучали с новой силой, и облик села стал
меняться. Появились современные красивые дома
со своими элементами благоустройства и современной архитектурой.
Побывавшие в селе и проезжающие из других мест отмечают многие положительные
перемены в жизни и облике села и его жителей, удивляясь их оптимизму. Необходимо
учитывать, что в деревне нет ни газопровода, ни водопровода. Застройщикам
приходится самим бурить скважины и устанавливать насосы для подачи воды,
отапливать дома дровами и углём, преодолевать километры разбитой дороги, чтобы
попасть в город. Невольно задаёшься вопросом: в чем секрет такого оптимизма?
При встречах с эмигрировавшими
аполлоновцами часто звучит слово «ностальгия», но даже если оно и не звучит, то
она чувствуется. В процессе разговора понимаешь, что, прежде всего не по домам
и не благоустроенности их и дорог, не по окружающим деревню лесам и другим
достопримечательностям, тоскует человек, оторвавшись от «насиженного» места.
Что- то другое влечёт в своё родное «гнёздышко»
это родственные и духовные связи. С самого начало все делалось сообща, в единых
духовных помыслах, в заботе о будущих поколениях. Практически с первых дней
основания села здесь была община, объединяющая людей, единых Боге, всегда
надеющихся на помощь и близость Его и это они передали своим потомкам.
И в этом и кроется секрет оптимизма,
побуждающий пробиваться через множество трудностей, но оставаться в своей
деревне продолжая по мере возможности и надеясь на Господа обустраивать родное
гнёздышко. Надежда на Бога и есть настоящая основа оптимизма.
Мы надеёмся,
что с Божьей помощью будут и дальше жить в мире и согласии люди разных
национальностей и сохранять добрососедские отношения как у нас в Аполлоновке,
мы за сильную, единую, неделимую и заботящуюся о своих граждан страну. И этому
способствует наше Правительство открыв путь религиозной свободе, реализуя
программы: «Жильё молодым семьям», выплата материнского капитала, поддержка
малого и среднего бизнеса.
Источник: http://команда «Истина», МКОУ "Аполлоновская СОШ", |